Разновидности и особенности огранки драгоценных камней. Огранка камней – виды и названия Ромбовидный камень
Топаз – полудрагоценный камень, известным свойством которого является высокая твердость. Минерал входит во вторую группу натуральных камней, используемых в ювелирном деле, и является силикатом алюминия, содержащим фтор.
Название камня происходит, вероятнее всего, от санскритского слова «тапас», означающего «огонь, жар». Или же от арамейского слова «тапуз» - апельсин.
Древнеримский писатель-эрудит Плиний-старший утверждал, что название «топаз» произошло от древнегреческих слов «топазное» или «топазион», от названия острова, расположенного в Красном море. Там обнаружили прозрачный камень золотисто-желтого цвета, который и назвали топазом. В русском языке разновидность камня называлась «тумпаз» вплоть до XIX века. На Урале рудокопы называли камень «тяжеловес», из-за его высокой плотности и большого удельного веса, так как он гораздо тяжелее многих других драгоценных минералов.
Камень настолько красив, что иногда его путают с алмазом. За свои физические характеристики и эстетические свойства топаз получил название «сибирский алмаз». Минерал бывает как прозрачным, так и непрозрачным, с характерным стеклянным блеском, с призматической формой кристаллов.
К тому же, несмотря на высокую твердость, камень достаточно хрупкий и легко ломается. Это объясняется совершенной спайностью по всем трем измерениям.
В природе нередко встречаются разные виды натуральных топазов, камни могут быть очень крупными и весить до нескольких центнеров. Месторождений минерала довольно много. Самые известные находятся в Австралии, Афганистане, Бразилии, Германии, Мьянме, Пакистане, США, Таджикистане, Украине на Мадагаскаре и в Шри-Ланке. В России топазы добывают на Урале и в Забайкалье.
Искусственные камни выращиваются из водных растворов сложного состава при температуре порядка 500 градусов Цельсия. Однако такие экземпляры не представляют особой коммерческой ценности.
Посмотрите на фото, какие виды топазов встречаются в природе:
Вертикальные углубления в виде бороздок, проходящих вдоль призматических граней минерала – его уникальная и ценная особенность.
Химические характеристики топаза
Технические характеристики топаза |
|
Химический состав |
Al2(F,OH)2 |
Смешивание |
возможны примеси Fe2+, Fe3+, V, Ti, Cr |
Сингония |
ромбическая |
Окрас при дневном освещении |
золотисто-желтый, желтый, бледно-голубой, розовый, фиолетово-красный, желтовато-коричневый |
Окрас при искусственном освещении |
плеохроизм проявляется слабо |
стеклянное, на плоскостях спайности - перламутровое |
|
Показатель твердости |
|
Цвет черты |
|
Уровень прозрачности |
прозрачный |
Величина преломления |
|
Показатель плотности |
3,49-3,57 г/см2 |
Прочность |
|
Спайность |
совершенная |
раковистый |
Характеристика химического состава топаза следующая:
- Оксид алюминия – 48-60 %.
- Фтор – 13-20 %.
- Двуокись кремния – 28-40 %.
- Вода – до 2,5 %.
Отмечаются включения железа, хрома, титана.
Физическая характеристика камня: при нагревании топаз мутнеет, но не плавится; разлагается фосфорной солью и образует кристаллы кремнезёма; поддается воздействию серной кислоты, в других кислотах не растворяется, при длительном нагреве образует небольшое количество фторводорода. После соединения с карбонатом кальция растворяется в азотной кислоте.
Каких цветов бывают топазы: разновидности камней и их фото
Этот прозрачный самоцвет в природе имеет большое количество оттенков. Он бывает голубым, нежно-желтым, бледно-розовым, а может соединять и несколько расцветок одновременно. Минералы, которые сочетают одновременно несколько цветов, называют полихромными. Эта уникальная черта обусловлена не только физическими характеристиками, но и особенностями кристаллической решетки. Необыкновенный полихромный эффект и всевозможные разновидности цветов топазов получаются в результате преломления света определенным образом. Самоцвет боится прямых лучей солнца и может бледнеть под действием яркого света, поэтому камни, добытые близко к поверхности земли, часто бывают бесцветными. Также минерал чувствителен к высокой температуре окружающей среды и может изменять цвет в жаркий период. Неравномерному выцветанию в короткие сроки наиболее подвержены редкие красные, розовые и фиолетовые кристаллы, в то время как зеленые и голубые оттенки более стойкие и могут сохраняться годами. Уникальная особенность природных самоцветов в том, что они могут восстанавливать свою окраску, находясь в условиях полной темноты.
Поддается камень и направленной обработке, итогом которой становятся более насыщенные яркие цвета.
Посмотрите на фото с изображением голубых топазов:
Камни, прошедшие обработку, имеют глубокие синие цвета, а дополнительная огранка позволяет любоваться необыкновенным сиянием самоцветов в ювелирных украшениях.
Благодаря относительно небольшой цене и многообразию природных оттенков самоцветы пользуются популярностью у ювелиров. Перед применением в ювелирном деле образцы облагораживают: подвергают облучению и термической обработке, в результате чего они становятся более яркими. Однако рыночная стоимость обработанных самоцветов падает. Любопытной природной особенностью кристалла является его свойство изменять цвет. Причем это происходит не из-за присутствия каких-либо примесей в структуре камня, а в результате образования дефектов в кристаллической решетке.
Коммерческая стоимость изменяется исходя из того, какого природного цвета топаз. Так, самыми ценными считаются ярко-розовые и редкие фиолетовые экземпляры. Высоко ценятся желтые, небесно голубые и золотисто-коричневые минералы. Крупные коллекционные образцы продают без дополнительной обработки с аукционов.
Существуют официальные коммерческие названия разновидностей топаза, которые определяются по цвету:
Champagne – желтый, янтарный и коричневый топаз.
Silver – разновидность прозрачных минералов.
Rutilated topaz – содержит включения рутила.
London blue topaz – темно-синий минерал.
Sherry – хересовый или винный камень.
Imperial – особенный ценный топаз, имеющий натуральный цвет камня розового, красного и насыщенного бардового оттенков.
«Чайный» - так российские ювелиры называют бледно-желтую разновидность самоцвета.
Swiss blue – имеет насыщенный голубой оттенок.
Sky blue – прозрачный небесно-голубой кристалл.
«Саксонские хризолиты» – эксклюзивные натуральные кристаллы, которые можно встретить в коллекциях ценителей и знатоков. Обладают желто-зеленой и ярко-зеленой окраской.
Взгляните на фото, как многообразны цвета топазов: бледно-желтые, коричневые, винные, нежно-голубые, зеленые, нежно-розовые и фиолетовые, с оттенком различной насыщенности:
Сколько стоит топаз: цена камня за один карат
Чтобы определить, сколько стоит топаз, нужно рассмотреть камень по таким критериям:
- Чистота.
- Цвет.
- Качество огранки.
При этом важно учитывать не каждое качество по отдельности, а все критерии в совокупности. Ювелирные образцы представлены разнообразными оттенками. Наиболее распространенные в магазинах – голубые, их очень любят носить женщины, но они не составляют особой ценности для профессионалов. В ювелирных украшениях применяют как ограненные, так и отполированные образцы. Причем самоцвет отлично поддается различным способам огранки.
Самую важную роль при определении оценочной стоимости играет происхождение кристалла и то, каких цветов топазы. Самыми дорогими бывают природные минералы красных оттенков, так как они реже остальных встречаются в природе. Именно высокая стоимость и уникальность данного цвета провоцирует изготовление многочисленных подделок.
Важно уметь отличать поддельные самоцветы.
Есть такие проверенные приемы:
- Натуральный камень электризуется, если потереть его о шерстяную ткань.
- Подделки быстро нагреваются в ладонях.
- Настоящий минерал может оставить царапину на стекле или хрустале.
- Натуральные кристаллы часто имеют дефекты, тогда как подделки с идеальной структурой.
- Слишком насыщенный цвет – верный признак подделки.
- Натуральные камни имеют нежные, часто бледные оттенки.
Топазы синего цвета - самая недорогая разновидность. Самоцветы этого оттенка бывают трех видов.
- Самый недорогой SkyBlue, или «небесно-голубой», от $1 до $2 за карат.
- Более насыщенный Swisstopaz, или «Швейцарский топаз», цена камня от $4 до $10 за один карат.
- И, наконец, самый дорогой и самый насыщенный из синих топазов «LondonBlue», или «Синий Лондон», от $8 до $20 за карат.
Следующими после синих в ценовой категории идут золотисто-желтые топазы. Интересно знать, сколько стоит карат необлагороженного топаза редких натуральных цветов. Камни высшего качества могут стоить до $700-$800 за карат.
Топаз, называемый «Империал», стоит дороже золотисто-желтого. Главный отличительный признак «Империала» - это розовато-красный оттенок, который никогда не встречается в золотисто-желтом топазе. «Империал» высшего качества оценивается от $700 до $1600 за карат.
Взгляните на фото, как прекрасен драгоценный «Империал- топаз»:
Камень красно-оранжевого цвета в каплевидной огранке сверкает красным внутренним огнем. Такие сбалансированные контрасты в игре цветов – свидетельство наивысшего профессионализма огранщика.
Самый дорогой из топазов - розовый. Даже просто увидеть природный натуральный розовый самоцвет - большая удача. Его добывают в Бразилии и называют «Императорский топаз». Цена на камни высшего качества начинается от $900 за карат (если камень весит не более 3 карат) и доходит до $3000 за карат при весе камня от 10 до 20 карат. Необыкновенная красота такого камня наилучшим образом проявляется при искусственном освещении.
Драгоценный камень топаз в ювелирных изделиях (с фото)
Этот популярный декоративный камень широко используют в изготовлении ювелирных изделий, несмотря на трудности при его обработке и огранке.
Топаз - в основном женский драгоценный камень. В мужские ювелирные изделия его не устанавливают. Украшения с топазами - тот редкий случай, когда камни можно подобрать под цвет глаз. Обладательницам голубых глаз идеально подойдут синие минералы любых оттенков от «Скайблу» до «Лондона». К серым или светло-зеленым глазам можно подобрать бесцветные и слабоокрашенные желтые топазы, а кареглазым подойдет янтарно-красный «Империал». И если под свет глаз подбирают сережки с самоцветами, то тон минерала в кольце должен соответствовать цвету наряда. Гуру моды советуют играть на контрасте цветов, подбирая яркие украшения.
Размер камня в украшении – дело вкуса, но нужно не перестараться.
В кольцах и кулонах уникальный самоцвет сочетается с желтыми металлами, хорошо реагирует на соседство с другими кристаллами.
Уход за изделиями с самоцветами несложный, важно соблюдать несколько простых правил:
- Стараться не загрязнять камень косметикой или другими средствами.
- Беречь от воздействия бытовой химии.
- Снимать украшения во время приготовления пищи.
- Не носить в спортзал, так как пот плохо влияет на самоцвет.
- При хранении заворачивать в мягкую ткань.
Периодически можно проводить чистку украшений таким способом: опустить изделие на 15 минут в раствор, состоящий из 75 мл теплой воды и 25 мл жидкости для мытья посуды. Затем вытереть насухо мягкой тканью.
Магические, лечебные и астрологические свойства топаза
Этот минерал известен своими сильными магическими свойствами. Считают, что топаз может оградить от сглаза, порчи, защитить от колдовства и других отрицательных воздействий. Минерал призывают на помощь когда нужно сконцентрироваться и принять взвешенное жизненное решение. Предполагают, что он дает возможность внушать свои мысли окружающим. Общее значение топазов: это камни, приносящие истинную любовь, доверие успех.
- Голубые кристаллы – символы лидерства, экстрасэнсорных способностей, спокойствия.
- Золотистые самоцветы символизируют счастье, освобождая от ненужных страстей, обостряют вкусовые ощущения, помогают победить страх, отчаяние, сомнения и злость.
- Желтые топазы обладают магическими свойствами, дают возможность проникновения в сущность таинства жизни. Экстрасенсы и психотерапевты используют этот камень для разоблачения секретов и влияния на психику людей.
- Розовые минералы олицетворяют надежду, истинную любовь и безусловное счастье.
Для достижения просветления и воссоединения с Высшим разумом современные йоги используют своих духовных практиках свойства топаза: золотистый камень имеет особое значение и является знаком просветления и наивысшего счастья.
В средние века этот минерал считался символом мира, добра и здравого смысла. Очень сильной была вера в магические свойства топаза у моряков: камень голубой окраски всегда был на судне, должен был укротить разбушевавшуюся стихию и сохранить во время бури. А средневековые крестоносцы считали хорошим знаком привезти из военного похода голубой кристалл своей даме сердца. К тому же этот минерал наделяли свойством изменять свой цвет под влиянием ядовитого вещества в напитке, именно поэтому его часто использовали для инкрустации кубков царей.
Топаз обладает еще и лечебными свойствами\, он отвечает за состояние иммунной системы и дает организму силы справиться с депрессией, к тому же это хорошее вспомогательное средство для избавления от таких болезней:
- Женского бесплодия.
- Ангин.
- Нервных расстройств.
- Болезней костей.
- Эндокринных заболеваний.
- Патологий печени и желчного пузыря.
- Нарушений в кроветворной системе.
Многие народные врачеватели при помощи самоцвета лечат нарушения сна, избавляют от кошмарных сновидений. Рекомендуют носить изделия с этим кристаллом для защиты от острых респираторных заболеваний и укрепления иммунитета.
«Ювелирный Индустриальный Совет Америки» и «Британская Национальная Ассоциация Ювелиров» признают топаз камнем рождения для тех, кто появился на свет в ноябре.
Тем, кто носит ювелирные украшения с камнем топазом важно учитывать знак зодиака и особенности характера. Каждый натуральный минерал способен принести как пользу, так и причинить вред своему владельцу. Минерал естественного происхождения подходит практически любому человеку, но оказывает различное воздействие на каждого.
Существует только один знак зодиака, по которому нет никаких противоречий касаемо соответствия топаза и его астрологических свойств. Люди-Скорпионы – действительно те, кому больше других подходит камень топаз, ведь они чаще других подвержены крайностям и нуждаются в восстановлении психоэмоционального равновесия. Требуют эти люди и дополнительной поддержки для принятия верных решений. Уникальный минерал даст им энергию, необходимую для управления неоднозначными эмоциями и добавит здравомыслия и взвешенности, в особенности молодым Скорпионам.
Астрологи утверждают, что благотворное влияние топаза на человека зависит от цвета камня. Учитывая лечебные свойства топаза важно понимать, кому подходит камень определенного цвета. Так, Скорпионам, Девам и Львам больше всего подходят желтые самоцветы, Стрельцам - синие, Близнецам – бесцветные и золотистые минералы. Ракам астрологи рекомендуют синие и зеленые кристаллы, Овнам – редкие красные и яркие фиолетовые, Девам и Козерогам – фиолетовые и медовые оттенки.
Топаз – самоцвет, благоприятный практически для всех знаков зодиака, он является универсальным камнем-талисманом, а ювелирные украшения с ним всегда эффектны и привлекательны. И хотя минерал не несет глобальных противоречий, однако нужно знать, кому не очень подходит топаз по знаку зодиака. Этот камень не рекомендуется носить семейным Рыбам, Весам и Тельцам, ведь, по мнению астрологов, он может разрушить уютный домашний очаг, которым они так дорожат.
Еще одним важным свойством минерала является то, что он помогает человеку быть более внимательным к жизни, замечать различные знаки судьбы и использовать их себе во благо. При выборе ювелирных изделий с топазами, нужно учитывать свойства камня. И такие знаки зодиака, как Лев, Водолей и Овен смогут создать семью и привлечь любовь, если будут носить украшения с голубыми кристаллами. Девам кольцо с коричневым камнем даст возможность принимать решения, не зависящие от эмоционального состояния, Рыбам синий кристалл подарит здоровье на многие годы, а Стрельцам поможет не размениваться по мелочам при достижении единственной цели.
Ювелирное украшение с топазом - это хороший подарок на годовщину свадьбы. Некоторые астрологи считают, что особую гармонию в семейной паре создаст ювелирное украшение с самоцветом, подаренное кому-либо из супругов на 4-ю, 19-ю или 23-ю годовщину свадьбы. Такой талисман непременно принесет достаток и удачу. Своим владельцам кристалл дарит объективность, честность, удачу и расположение окружающих. К тому же женщинам он подарит красоту, а мужчинам – мудрость.
Наверняка Вы встречали украшения с натуральными и синтетическими камнями различной огранки. Именно от мастерства ювелира и удачно выбранного вида огранки зависит финальный вид минерала и украшения с ним.
Всего существует 3 основных вида огранки: круг, кабошон, фацетная огранка. Они, в свою очередь, насчитывают около 250 разновидностей.
Виды огранки камней с названиями
Мы приведем в статье только самые популярные разновидности огранки драгоценных камней и полудрагоценных минералов.
Это один из древнейших видов обработки камня, когда ему придается выпуклая форма с отсутствием граней.
Слово это происходит от французского слова «caboshe», которое означает «щляпка гвоздя». Этот вид обработки используют обычно для полупрозрачных и прозрачных минералов, кошачьего глаза и камней со звездчатым эффектом.
Поверхность кабошона должна быть совершенно гладкой, поэтому шлифовке и полировке уделяется особое внимание.
Круг
Самый распространенный вид огранки ювелирных камней.
Вставки круглой формы симметричны, прекрасно поддаются полировке, замечательно пропускают свет. Самая популярная разновидность – «бриллиантовая», которая обладает 57 гранями. Они принята за эталон.
Овал
Финальный вариант минерала обладает формой овала с гранями в виде клиньев.
Этот вид огранки используется для обработки крупных камней.
В отличие от круглой, которую стали использовать в конце XVII века, овальная появилась в 1960 годы, то есть относительно недавно.
Груша
Несмотря на свое название, более точнее эту форму можно описать как «капля».
Она обладает гладкой верхней площадкой и боковыми гранями-клиньями. Разновидностями этой огранки являются капля и бриолет.
Маркиз
Эта форма напоминает зерно с острыми уголками или лодочку.
Как правило, длина камня в два раза больше его ширины, что позволяет надежно закреплять его в различных ювелирных изделиях. Одна из разновидностей этой огранки – челночок, она имеет более узкую верхнюю площадку и меньшее количество граней.
Багет
Этот вид огранки полудрагоценных камней и драгоценных минералов относят к ступенчатой огранке, обладающей прямоугольным контуром.
Эта форма позволяет пристально рассмотреть и оценить минерал, определить его качество. Во вставках этой формы даже невооруженным глазом можно увидеть дефекты камня, если они есть.
Квадрат
Ступенчатая огранка, имеющая равную ширину и длину, носит название «квадрат».
Октагон
Ступенчатая огранка с восемью гранями.
Самая популярная разновидность называется изумрудной, она предохраняет от сколов и повреждений хрупкие материалы и представляем достоинства камня во всей красе.
Триллион
Триллион
Треугольник с клиньями, форму которого придают многим камням, является одной из самых эффектных форм камней.
Количество граней зависит от вкуса мастера, характеристик и особенностей того или иного минерала.
Сердце
Это один из самых дорогостоящих и сложных видов огранки, поэтому она чаще всего используется для изготовления дорогих украшений.
Здесь красота минерала зависит в основном от мастерства огранщика.
Пятигранник, шестигранник, восьмигранник
Пятигранник
Геометрические фигуры ступенчатой огранки встречаются достаточно часто в украшениях различного уровня.
Существует множество видов огранки ювелирных камней, мы перечислили самые основные. Теперь Вы разбираетесь в этом и сможете сами разобраться в многообразии !
Только высококлассные мастера могут разглядеть в мутном осколке минерала блистающий всеми гранями драгоценный или полудрагоценный камень. Всего существует 3 вида огранки (фацетная, круг и кабошон), которые насчитывают более 250 разновидностей. Выбор обработки зависит от множества факторов, например, вида и размера минерала, его твёрдости, чистоты, оптических свойств и, конечно же, мастерства огранщика.
Предлагаем вам погрузиться в мир сверкающих самоцветов и познакомиться с самыми распространёнными огранками ювелирных камней.
Кабошон
Один из самых древних видов обработки, при котором камню придаётся выпуклая форма без граней. Название произошло от французского «caboshe» — шляпка гвоздя. Обычно кабошон выбирают для огранки полупрозрачных или непрозрачных вставок, «звёздчатых» камней, а также минералов с эффектом «кошачьего глаза». Кабошон должен быть идеально гладким, поэтому чрезвычайно важно качество шлифовки и полировки камня.
Круг
Пожалуй, самая распространённая огранка ювелирных камней. Круглые вставки симметричны, хорошо поддаются полировке и отлично пропускают свет. Из всех разновидностей круглой огранки самая известная — «бриллиантовая» с 57 гранями. Именно она считается эталонной.
Овал
Вставка имеет форму овала с гранями в виде клиньев. Эта огранка считается разновидностью круглой, используется, как правило, для крупных камней. В отличие от круглой, которая была известна уже в конце XVII века, овальная огранка появилась сравнительно недавно, лишь в 1960-е годы.
Груша
Вопреки своему названию, эта огранка больше напоминает не грушу, а каплю с верхней гладкой площадкой, которая обеспечивает игру света, и боковыми гранями-клиньями. В форме груши обрабатываются как крупные, так и небольшие камни. Разновидностями классической грушевидной формы являются капля и бриолет.
Маркиз
При правильной огранке маркиз напоминает лодочку или зерно с заострёнными уголками. Обычно ширина камня примерно в два раза меньше его длины, что позволяет ювелирам закреплять маркизы не только в кольца, но и в серьги, подвески и браслеты. Разновидность этой огранки — форма челночок, которая имеет меньшее количество граней и более узкую верхнюю площадку.
Багет
Разновидность ступенчатой огранки, которая имеет прямоугольный контур. Багет — своего рода зеркало качества, отражающее как достоинства, так и недостатки камня. Так, во вставках этой формы даже невооружённым глазом заметны внутренние дефекты или плохая огранка. Поэтому при покупке украшений с багетами обращайте внимание на качество камня.
Квадрат
Квадрат — та же ступенчатая огранка, которая имеет равную длину и ширину. Камни этой формы могут быть как центральными, так и обрамляющими, складываться в линию (например, на браслете) или узор.
Октагон
Восьмигранная ступенчатая огранка. Самая известная разновидность октагона получила название изумрудной. Эта огранка предохраняет от повреждений и сколов даже самые хрупкие минералы, а также выигрышно представляет цвет камня и его чистоту.
Триллион
Одна из самых эффектных форм камней, представляет собой треугольник с клиньями. Преимущество триллиона в том, что форма и количество граней может меняться в зависимости от характеристик минерала, дизайна изделий и вкуса огранщика. Триллион впервые был изобретён в Амстердаме, но в настоящее время это одна из самых популярных в мире огранок для драгоценных и полудрагоценных камней.
Сердце
Считается одной из самых сложных и дорогостоящих видов огранки, поэтому её часто применяют в эксклюзивных украшениях, созданных специально в подарок любимым. Приобретая украшения с камнями в виде сердца, обратите внимание на ровность контура вставки — красота сердца всецело зависит от мастерства огранщика.
Кушон
Иногда эту огранку ещё называют античной или антик. Как правило, кушон используется тогда, когда необходимо максимально сохранить первоначальный вес минерала. Так, большинству бриллиантов эпохи Барокко придавалась именно такая форма.
Пятигранник
Пятигранные камни полностью повторяют форму известной геометрической фигуры. Они смотрятся достаточно основательно, поэтому обычно вставляются в объёмные украшения, которые приобретаются не на один сезон, например, гарнитуры с полудрагоценными вставками.
Шестигранник
Грани отражаются друг в друге, благодаря чему камень напоминает одну из причудливых фигур калейдоскопа. Как правило, шестигранную форму придают крупным вставкам, которые становятся центральным элементом украшений.
Восьмигранник
Одна из фантазийных огранок. Восьмигранные камни повторяют форму геометрической фигуры и выглядят особенно впечатляюще. Огранка позволяет раскрыть цвет камня, поэтому такая форма обычно придаётся крупным вставкам или полихромным минералам, например, аметринам.
Также существует множество фантазийных огранок, благодаря которым ювелиры могут создавать шедевры, остающиеся в веках.
Драгоценные камни - главная деталь ювелирных украшений , поэтому дизайн всего изделия зависит именно от того, как выглядит камень. И только мастер-ювелир сможет распознать в мутном минерале на стадии добычи сияющий прекрасный камень. Тут и подходит очередь огранки драгоценных камней, чтобы раскрыть все великолепие драгоценного камня. Существует более 250 видов огранки драгоценных камней, применяемых в зависимости от размеров камня, чистоты и задуманного дизайна будущего украшения.
Все виды огранки драгоценных камней можно условно разделить на два вида: клиньевая и ступенчатая.
Сначала поговорим о классических видах клиньевой огранки.
Круглая или классическая бриллиантовая огранка
Круглая или классическая бриллиантовая огранка - самый популярный вид огранки из всех существующих на сегодняшний день. Именно этот вид огранки используется "по умолчанию" для бриллиантов в кольцах или для россыпей мелких камней на одном украшении - серьгах или колье. Круглая огранка симметрична и отлично поддается полировке. В классической вариации 57 граней-фасетов.Огранка "Овал"
Овал - считается одной из самым популярных форм центральных камней на обручальных кольцах. Эта разновидность круглой огранки появилась сравнительно недавно - в 60-е годы ХХ века. Еще одна разновидность круглой огранки - роза - не имеет верхней площадки≤ грани камня сходятся в вершине. Так же есть виды «шар» и «бусина». Они отличаются формой самих граней - треугольные у «шара» и четырехугольные у «бусины».Огранка "Груша"
"Груша" представляет собой скорее форму капли, в классическом варианте - с большой площадкой наверху, закруглением с одной стороны и острым углом с другой. Этим острым уголком вверх грущи-капли подвешивают на серьги, колье и носят в качестве подвесок.Огранка "Маркиз"
Для огранки "маркиз" характерны два заостренных угла, что придает камню форму зерна. При этом, длина камня чаще всего примерно в два раза превышает ширину. Такая форма предполагает вертикальное положение камня и позволяет использовать его в длинных украшениях сложного дизайна - браслетах, серьгах, подвесках.Огранка "Сердце"
И последний вид классических круглых огранок - "сердце". Этот вид считается одним из самых дорогостоящих и сложных видов обработки камня, однако он способен замаскировать дефекты камня, поэтому пользуется большой популярностью. Огранка «сердце» так же имеет два уголка, но один из углов выпуклый. а длина и ширина камня в классической форме должна быть одинакова.Виды ступенчатых огранок
Теперь подошел через рассказать о видах ступенчатых огранок. Особенность ступенчатых огранок в том, что от верхней площадки камня прямоугольные грани ступенями спускаются вниз.Треугольная огранка
Треугольная огранка - самая простая форма из ступенчатых. Однако, именно треугольные камни часто выступают центральными в ювелирных украшениях. Так же, они часто используются нестандартно - для составления узоров колье или для обрамления крупного камня на перстне.Ступенчатая огранка "Багет"
Для длинных узких камней чаще всего применяется ступенчатая огранка "багет". Для этой огранки характерна четырехугольная форма с общим числом граней - 33. Существуют так же разновидности багета - ромб, трапецевидный "эполет" и "бочка" с двумя закругленными сторонами.Ступенчатая огранка "Октагон"
Следующий вид ступенчатой огранки - октагон. Для октагона характерна восьмиугольная форма, а самой популярной среди восьмиугольных форм по праву считается изумрудная. Этот подвид восьмиугольной огранки был разработан специально для хрупкого камня - такая огранка легка в исполнении, что сокращает риск повреждения драгоценного камня в процессе обработки.Изумрудная огранка "ашер"
Существует симметричная вариация изумрудной огранки - "ашер", выдуманная в Голландии ювелирным домом Ашеров. У такой огранки больше ступеней, а верхняя площадка камня выше, чем у остальных восьмигранников.Мы перечислили только самые популярные виды огранок драгоценных камней, но существует их еще не мало. К каждому уникальному и даже нестандартному камню можно подобрать свою форму огранки, которая раскроет всю красоту его цвета и граней. В любом магазине ювелирных изделий вы сможете рассмотреть поближе все перечисленные нами виды огранок драгоценных камней и воочию убедиться в том, что ювелирное дело - это прекрасное и тонкое искусство.
Обработка и огранка драгоценных камней известна миллионы лет. Если драгоценные камни не подвергают никакой обработке, то только потому, что и в первозданном виде они настолько хороши, что люди хотят сохранить их природную красоту. Или потому, что люди верят, будто вмешательство человека может отрицательно повлиять на силу, энергию или на душу драгоценного камня.
Однако в подавляющем большинстве красота драгоценных камней может быть выявлена более ярко благодаря творческой фантазии и мастерству профессионалов. По мере того как совершенствовались навыки обработки камней и техническое оснащение, возможности скульпторов, резчиков по камню, гранильщиков драгоценных камней и ювелиров значительно расширились, но цель осталась неизменной - работать с природным материалом так, чтобы стали видны все его лучшие качества.
Превращение найденного минерала (куска породы, кристалла или его фрагмента) в конечный продукт - сверкающий драгоценный камень - зависит от искусства гранильщика. Выбираемые им приемы обработки и огранки драгоценных камней определяются, прежде всего, оптическими и физическими свойствами минерала, а также зависят от его формы и состояния.
Не ограненные и ограненные драгоценные камни
Разноцветные или цветные, непрозрачные или полупрозрачные камни, имеющие большое количество включений или повреждений, как правило, превращают их в бусины или, с помощью обработки, придают им форму кабошона. Кабошон - это форма с выпуклым полированным верхом и плоским неполированным низом, которая имеет очертания овала или круга. Это, довольно простейшая и старейшая форма огранки камней , используемая для выявления таких оптических эффектов, как радужность, игра цвета, «кошачий глаз» и астеризм.
Большую часть прозрачных драгоценных камней подвергают огранке. Камни разрезают и полируют так, что у них образуется несколько полированных поверхностей (фасетов). Углы и количество граней между ними рассчитывают на основании специальных математических формул, так что грани работают подобно зеркалам, благодаря которым в камень попадает и отражается от него максимальное количество света.
Правильно ограненный кристалл способен наилучшим образом продемонстрировать всю игру цвета и роскошный, сверкающий блеск. Однако обычно, чтобы достичь максимального баланса между этими характеристиками, приходится идти на компромисс, в результате чего и достигается конечный облик камня. Иногда бывает необходимо сохранить максимальный вес камня, ибо именно от веса зависит его цена.
История огранки алмазов
Среди драгоценных камней алмазы всегда занимали особое место. Алмазы - самые твердые камни, и их обработкой и огранкой занимаются мастера-гранильщики, которые специализируются исключительно в этой области, а нередко даже на какой-то одной стадии процесса огранки и полировки алмазов .
Самая ранняя огранка алмазов , возможно, заключалась лишь в удалении вершины октаэдрического и называлась точечной огранкой. Другой вариант ранней огранки, которая называется огранкой со срезом, предусматривал превращение вершины октаэдра в так называемую площадку - плоский квадратный фасет.
Этот вид огранки был популярен в Средние века. По мере того как совершенствовалась техника огранки, появились новые ее варианты и начали полировать фасеты. Огранка розой - плоская база и верхняя часть, образованная треугольными фасетами, - появилась в XIV веке.
Самой популярной огранкой алмазов является бриллиантовая огранка. Первой бриллиантовой огранкой была одинарная огранка: самая большая грань, так называемая площадка, окружена 8 фасетами меньшего размера на коронке (коронкой называется верхняя часть камня) и 8 фасетами на павильоне (павильон - это нижняя часть камня).
В XVII в. на основе этой огранки возникла двойная огранка , или огранка Мазарини , включающая по 16 граней коронки и павильона, верхнюю площадку и маленькую нижнюю грань - колету. Тем временем число фасетов продолжало расти. К середине XVII в. появилась тройная огранка , или огранка Перуцци ; в разных вариантах огранки, включая бразильскую и лиссабонскую, количество фасетов (с учетом колеты) достигло 58. Столько же фасетов сохраняется и в современной бриллиантовой огранке, появившейся в двадцатых годах XIX веке вместе с механической обработкой камней.
Бриллиантовая огранка
Пропорции современной бриллиантовой огранки разрабатывались многими гранильщиками, среди которых самым известным был Генри Морс, открывший в 1860 г. в Бостоне (США, штат Массачусетс) первую фабрику по обработке . С тех пор появилось немало других вариантов огранки , включая и круглую бриллиантовую огранку Марселя Толковски, в книге которого «Конструкция бриллианта» («Diamond design», 1919) проанализированы и систематизированы оптические свойства алмазов и предложены способы обработки, обеспечивающие их максимальный блеск и сверкание.
Бриллиантовая огранка используется также при обработке драгоценных камней. Различные варианты бриллиантовой огранки разрабатываются, и по сей день в соответствии со стандартами Скандинавской номенклатуры бриллиантов (SCAN DN Cut) и Международного алмазного совета (ЮС).
Фантазийная огранка
Виды фантазийной огранки - овал, «панделок» и «маркиза» («челночок») - представляют собой варианты круглой бриллиантовой огранки и дополняют треугольную, гексагональную, пентагональную и ромбовидную огранку. Развитие компьютерных и лазерных технологий приводит к тому, что на рынке появляются новые стили, включая компьютерные схемы огранки, а также драгоценные камни, обработанные лазером.
Ступенчатая огранка
Назначение ступенчатой огранки не столько в том, чтобы создать сверкающий камень, сколько в том, чтобы показать его цвет. Двоили трехцветные драгоценные камни и обрабатывали таким образом, чтобы при взгляде через площадку, прежде всего, был виден их лучший цвет. и другие драгоценные камни, которым присуща неравномерная окраска, ориентируют таким образом, чтобы полосатость была, параллельна ступеням огранки и ее нельзя было увидеть через площадку. Если у кристалла есть область более интенсивной окраски, лучше всего расположить камень так, чтобы она оказалась в его основании, в глубине павильона. Тогда при взгляде через площадку интенсивным цветом будет залит весь камень.
Ступенчатая огранка является таким видом огранки, при котором фасеты располагаются друг над другом, форма верхней площадки - многоугольник, а боковые грани имеют форму трапеций или равнобедренных треугольников. Число фасетов определяется размером камня. У таких хрупких камней, как , углы легко откалываются, во избежание этого в процессе огранки их обычно срезают. Такая огранка называется изумрудной, или модифицированной ступенчатой огранкой. Если срезаны все углы, камень по своим очертаниям приближается к правильному восьмиграннику, и такую огранку можно назвать октагональной.
Огранка «кушон» и смешанная огранка
Огранка кушон обычно используется тогда, когда нужно максимально сохранить вес исходного кристалла. Огранка «кушон» - это вариант бриллиантовой огранки со скругленными углами. Смешанная огранка позволяет добиться лучшего сочетания цвета камня и его сверкания, что достигается разной огранкой фасетов коронки и павильона. Наиболее распространенный вариант смешанной огранки - это сочетание бриллиантовой огранки коронки и ступенчатой огранки павильона.
Стадии огранки алмазов
Четыре главных центра обработки алмазов находятся в Антверпене, Мумбай (бывшем Бомбее), Нью-Йорке и Тель-Авиве. Хотя сегодня большую часть этой работы выполняют компьютеры, сохраняется потребность в глазе эксперта, который мог бы оценить, как продвигается дело, точность выполнения всех операций и внешний вид обработанного драгоценного камня . За каждой стадией этого процесса наблюдают особые специалисты.
Стадия 1
. С учетом недостатков исходного камня или содержащихся в нем включений, его веса и качества в целом специалист решает, как лучше всего использовать естественную форму кристалла. Перед дизайнером может стоять задача получить максимально большой камень или несколько меньших по размеру камней с большим общим весом.
В том, что касается количества и величины камней, которые могут быть получены из исходного кристалла, и конечного выхода ювелирных камней, дизайнеру всегда приходится идти на компромисс. Качество и стоимость обработанного алмаза определяются четырьмя основными параметрами: цветом, огранкой, чистотой и весом.
Стадия 2 . После принятия решения об оптимальном использовании исходного кристалла его распиливают. Сегодня на фабриках алмазы распиливают лазерами, которыми управляют компьютеры.
Стадия 3 . Первый этап огранки октаэдрического кристалла алмаза может заключаться в удалении его вершины с использованием вращающегося диска, покрытого абразивным алмазным порошком. Алмаз может быть также расколот пополам. Чтобы расколоть алмаз, его закрепляют в специальном медном зажиме и наносят на него неглубокую канавку, в которую помещают стальное лезвие. Затем по лезвию ударяют железным стержнем, и алмаз раскалывается.
Стадия 4 . Алмазу придают округлую форму обработкой на чугунном шлифовальном круге, покрытом абразивной алмазной пастой, который называется «баклуша». В результате этой обработки (так называемой правки алмазов) камни становятся похожи на покрытое инеем оконное стекло. В конце этой стадии становится заметным рундист - самая широкая часть камня, отделяющая его верхние фасеты (коронку) от нижних фасетов (павильона).
Стадия 5 . Затем с помощью «баклуши» наносятся фасеты: сначала площадка, а затем фасеты основания. Фасеты наносятся и полируются в определенном порядке: сначала главные фасеты павильона, колета, фасеты, примыкающие к верхней площадке, фасеты, лежащие над рундистом, и, наконец, фасеты под рундистом.
Стадия 6 . Завершающая стадия обработки заключается в том, что гранильщик добавляет 24 фасета коронки и 16 фасетов павильона. Общее количество фасетов становится равным 58, включая колету. Затем начинается процесс полировки с помощью тонкодисперсного абразивного алмазного порошка; процесс этот имеет несколько стадий. После этого камень готов, и его можно вставить в кольцо или в любое другое ювелирное украшение.