Проверка технического состояния. Испытание пожарного насоса на производительность Периодичность испытания насоса на герметичность пн 40
Разрежение создается, но после выключения вакуумного затвора быстро падает
Разрежение создается до нормы, но медленно
Разрежение есть, но ниже нормы
Вакуумметр не показывает разрежение
Необходимо убедиться, исправен ли вакуумметр: заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосе. Опрессовать насос водой от водопровода или другого насоса. Осмотреть насос под давлением, при необходимости устранить течь. Проверить исправность заслонки вакуумаппарата.
При исправных заслонках во время работы вакуумаппарата, газы в глушитель проходить не должны. Кроме этого, момент перекрытия заслонки должен четко
прослушиваться.
Необходимо создать газоструйным вакуумаппаратом максимальное разрежение, закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумаппарат. В случае падения стрелки вакуумметра, опресовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум.
Причиной этого может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения трубопровода к вакуумнуму затвору или неполного открытия нижнего клапана вследствие износа кулачка и штока.
Необходимо опресовать насос водой и устранить течи. Если при опресовке течи не обнаруживаются, нужно разобрать вакуумный затвор и проверить плотность посадки нижнего клапана с помощью устройства.
Испытание пожарного насоса проводится после каждого ТО-1 и ТО-2 по методике, описанной в Правилах по организации технической службы (приказ МЧС Республики Беларусь от 26.09.2001 г. № 130).
Установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, приведенной на рис. 2 а, б, в. Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе. Установить частоту вращения по тахометру на насосе в соответствии с номинальными значениями (для насосов типа ПН-40 – 2700 об/мин.). Определить напор воды в насосе по показаниям манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в м. вод. ст. при работе от открытого водоисточника складываются. Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативным значением (для насоса типа ПН-40 значение напора должно составлять 100-5 м вод. ст.). изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%.
Если результаты испытаний за несколько лет сравнить, то будет видно как происходит износ насоса и двигателя.
Резкие снижения показателей помогают обнаружить засорение или поломку. Постепенные снижения показателей позволяют определить рабочий ресурс как для насоса, так и для двигателя.
При появлении признаков засорения, рабочее колесо осматривается сначала через всасывающий патрубок. Крупные предметы остаются на входе колеса, они заметны и удаляются при помощи крючков.
Засорение колеса более мелкими предметами требует разборки насоса и его чистки.
Засоренное колесо вызывает биение и быстро выводит насос из строя. Учитывая это, при проявлении признаков засорения, надо принимать срочные меры к чистке насоса даже в том случае, когда на производительность это не оказывает существенного влияния.
Проверка технического состояния пожарного насоса
В процессе длительной эксплуатации происходит постепенный износ узлов пожарного насоса: подшипников, посадки, вал-рабочее колесо, ослабление затяжки гайки рабочего колеса, крепления пожарного насоса к раме автомобиля и др. С целью проверки возможного наличия радиального люфта вала в подшипниках снимается заглушка со всасывающего патрубка. Рукой через всасывающий патрубок покачиванием за рабочее колесо проверяется возможное наличие радиального люфта вала в подшипниках. Резким изменением направления вращения вала проверяется плотность посадки вал-рабочее колесо, определяется наличие шплинтовки гайки, плотность ее затяжки Более точная проверка технического состояния указанных узлов выполняется с помощью разработанных приспособлений.
Испытаний насосных агрегатов, выполняемых на за-воде изготовителе, для их последующей эффективной работы недостаточно. Уже после завершения монтажных работ на конкретной НПС насосные агрегаты подверга-ются дополнительным испытаниям: обкаточным, дово-дочно-наладочным, предварительным, основным.
Обкаточные испытания проводят после монтажа или ремонта с целью подготовки оборудования и тру-бопроводов к пуску. Они заключаются в том, что после запуска насосного агрегата проверяют герметичность всех его систем (обвязки, систем смазки, охлаждения, сбора утечек и т.д.), а также качества сборки и монта-жа привода.
Доводочно-наладочные испытания предназначены для выявления и устранения дефектов в работе насосно-го агрегата. Результаты испытания используют для его приведения в соответствие с требованиями технических условий.
Предварительные испытания проводят для провер-ки работоспособности насосного агрегата, а также для выявления и устранения дефектов.
Основные испытания дают возможность определить фактические значения основных параметров насосного агрегата (напор, подача, мощность, КПД, кавитационный запас, расход масла и воды) на всех режимах. Результа-том их проведения являются его рабочие, кавитационные и пусковые характеристики, а также сведения о факти-ческих расходах в системах смазки и охлаждения.
Самыми наукоемкими являются основные испытания. Они же дают информацию о фактической характеристике насосного агрегата на рассматриваемый момент времени, что позволяет, с одной стороны, планировать режимы пе-рекачки с меньшими удельными затратами энергии, а с другой - своевременно выявлять скрытые дефекты и ус-транять их. Поэтому рассмотрим процедуру и методику этих испытаний более подробно.
Существует ГОСТ 6134-71 «Насосы динамические. Ме-тоды испытаний». Согласно ему снимать характеристику следует в диапазоне подач от 0 до 1,1Q ном. Общее число режимов должно быть не менее 16. Замер параметров дол-жен производиться только при установившемся режиме перекачки, а также при постоянной частоте вращения вала насоса и неизменных свойствах перекачиваемой жидкости.
В практических условиях, когда необходимо выполнять план перекачки, обеспечить столь большое количество ре-жимов очень непросто. Поэтому режимов работы отдель-ных насосов будет столько же, сколько удастся создать режимов работы магистрального трубопровода, который обслуживает НПС. Такой подход допустим в связи с внут-ренним предназначением результатов испытаний.
Сведения об измеряемых в ходе испытания парамет-рах и допустимых погрешностях измерений приведены в таблице ниже.
Параметры, измеряемые в ходе испытаний центробежного насоса
Измеряемые параметры |
Средства измерения |
Давление на входе и выхо-де насоса |
Штатные первичные преобразователи дав-ления АСУ ТТЛ или манометры МТИ клас-са точности не более 1,0 |
Расходомеры узла учета или переносные (накладные) ультразвуковые расходомеры |
|
Потребляемая мощность |
Штатные первичные преобразователи мощности АСУ ТП или переносные ком-плекты типа К-506 класса точности 0,5 |
Частота вращения ротора |
Датчик частоты вращения или переносной строботахометр класса точности 0,5 |
Температура перекачивае-мой жидкости |
Штатные первичные преобразователи тем-пературы АСУ ТП или термометры с це-ной деления не менее 0,5 °С |
Свойства перекачиваемой жидкости (плотность, вяз-кость, давление насыщенных паров) определяются в хи-мической лаборатории.
Поскольку фактический расход электроэнергии изме-ряется как разность показаний счетчиков за определен-ный период времени (не менее 2 ч), мгновенные значе-ния давления, расхода и температуры необходимо заме-рить не менее 5 раз через каждые 20-25 мин по 3 раза единовременно (для нахождения среднеарифметической величины).
Обработка результатов измерений производится по формулам. При этом надо иметь в виду, что при каждом изменении режима работы магистрального трубопровода в нем возникают нестационарные процес-сы. Контроль стационарности режима осуществляется по подаче или по давлению на входе и выходе насоса. Коле-бания контролируемого параметра в течение 1 часа не должны превышать ±3%.
При последующей обработке полученные данные ме-тодами математической статистики необходимо проверять на «выскакивающие* значения. Из обработки заведомо должны быть исключены величины текущих парамет-ров, измеренные:
- в первые 72 ч после монтажа и ремонта насоса;
- при запуске и остановке насосного агрегата;
- при переключении измерительных линий на узлах учета.
Определение фактического кавитационного запаса насосов в эксплуатационных условиях производится:
- при установке на входе в рабочее колесо предвключенных шнеков (где их не было);
- при изменении площади проточной части насоса;
- при изменении частоты: вращения его ротора;
- при изменении конструкции рабочих колес и в других случаях использования рабочих колес в исполнении* не предусмотренном технической документацией;
- при уменьшении зоны валов подпорных насосов типа НПВ.
Фактические характеристики насосного агрегата яв-ляются исходным материалом для принятия решения о возможности его дальнейшей эксплуатации. Так, насос-ный агрегат рекомендуется выводить в ремонт в следу-ющих случаях:
- при снижении величины напора относительно базо-вых значений: на 5-6% и более - для насосов с го-ризонтальным расположением вала; на 7% и более - для вертикальных подпорных насосов;
- при снижении КПД насосов на 2-4% (в зависимости от типоразмера).
Кроме того, по отклонению фактических характерис-тик от паспортных значений можно судите о внутренних дефектах насосов (таблица ниже).
Причины отклонения фактических характеристик магистральных насосов от паспортных
Описание деформаций характеристик |
Возможные причины |
Напор и КПД ниже, мощность без изменения |
Грубая, некачественно обработанная поверхность межлопаточных каналов рабочего колеса и увеличенная шерохо-ватость проточной части корпуса насоса. Колесо установлено несимметрично относительно оси улитки (спирального отвода) насоса. Работа насоса в предкавитационном |
Напор и мощность ниже, КПД без изменений |
Уменьшенный наружный диаметр ра-бочего колеса. Несоответствие чертежу отливки рабочего колеса. |
Напор и КПД ниже, мощность выше |
Чрезмерные перетоки через уплотнения рабочего колеса вследствие большого зазора в щелевом уплотнении. |
Неравномерный по окружности зазор в щелевом уплотнении рабочего колеса. Негерметичен обратный клапан. |
|
Напор и мощность выше, КПД без изменений |
Увеличенный наружный диаметр рабо-чего колеса. |
Напорная характеристика более пологая, величина мак-симального КПД смещена в сторону больших подач |
Увеличенная площадь спирального отвода. |
Напорная характеристика более крутая, величина мак-симального КПД смещена в сторону меньших подач |
Площади спирального отвода уменьше-ны по сравнению с расчетными. |
Казань – 2005
Сущность работы. В центробежном насосе (рис.1) передача энергии от электродвигателя потоку жидкости осуществляется при помощи колеса с профилированными лопатками. При вращении рабочего колеса насоса жидкость, заполняющая пространство между лопатками, также приводится во вращение. Под влиянием центробежных сил, развивающихся при этом, жидкость перемещается к периферии колеса и выбрасывается в канал, окружающий колесо. Одновременно на входе в рабочее колесо давление понижается (становится ниже атмосферного). Под действием образовавшегося перепада давлений (атмосферного, действующего на свободную поверхность питательного бака, и давления в центре рабочего колеса) жидкость непрерывно всасывается насосом. Так как окружная скорость на периферии колеса больше, чем у входа на лопатки, абсолютная скорость жидкости на выходе с лопатки становится больше, чем на входе. Таким образом, жидкость, пройдя через рабочее колесо, получает приращение энергии.
Рис. 1. Схема центробежного насоса
В дальнейшем кинетическая энергия, полученная жидкостью, преобразуется в потенциальную (энергию давления) в спиральной камере (улитке) насоса, поперечное сечение которой постепенно увеличивается к выходному патрубку. При этом скорость жидкости снижается, и кинетическая энергия потока частично преобразуется в энергию давления.
Центробежные насосы перед пуском необходимо заливать перекачиваемой жидкостью. Для того, чтобы жидкость могла удерживаться в насосе, на нижнем конце всасывающей трубы, спускаемой в питательный бак или водоём, устанавливают приёмный (обратный) клапан с сеткой-фильтром. Приёмный клапан пропускает жидкость только в одном направлении – к насосу.
При одном и том же числе оборотов центробежный насос может иметь
различные значения напора Н и производительности Q в зависимости от сопротивления сети. Напор и производительность – это основные параметры насоса. Напор - приращение полной удельной энергии жидкости внутри насоса
(измеряется высотой столба перекачиваемой жидкости). Объёмная производительность насоса - объём жидкости, перекачиваемый насосом в линию нагнетания в единицу времени.
Установление зависимости между
Рис. 9.2. Рабочие характеристики
напором и производительностью H = f 1 (Q) при постоянном числе оборотов имеет большое практическое значение, поскольку сеть, по которой насос перекачивает жидкость, может иметь различное сопротивление. Указанная зависимость обычно получается опытным путем и называется главной характеристикой насоса.
Характеристики мощности N = f 2 (Q) и полного КПД η = f 3 (Q), также
получаемые при испытании насоса, дают ясное представление о взаимной зависимости всех рабочих параметров насоса при данном числе оборотов. Характеристики насосов широко используются при изучении работы центробежных насосов и при проектировании гидравлических установок.
С увеличением подачи Q потребляемая насосом мощность N непрерывно возрастает. При закрытой задвижке (Q=0) насос потребляет минимальную мощность, которая расходуется лишь на преодоление трения в подшипниках и сальниках, а также на перемешивание жидкости рабочим колесом в корпусе насоса. Во избежание перегрузки электродвигателя необходимо пускать центробежный насос при закрытой задвижке на нагнетательной линии.
При изменении числа оборотов центробежного насоса от n 1 , до n 2 ; его подача, напор и потребляемая мощность также изменяются в соответствии с законом пропорциональности:
Изменение сопротивления сети и, следовательно, режима работы машины производится путем открытия (закрытия) задвижки. В опытах желательно охватить всю область от Q=0 (полное закрытие задвижки) до Q=Q max (полное открытие задвижки).
В условиях эксплуатации, когда центробежный насос подаёт жидкость в определенную сеть, рабочие параметры насоса могут быть установлены при совмещении его главной характеристики с характеристикой сети (рабочая точка). Режим работы насоса при наибольшем КПД называется оптимальным режимом работы. При проектировании гидравлических установок выбор насоса необходимо производить с учетом того, чтобы рабочая точка лежала в области, близкой к оптимальному режиму.
Цель работы: 1) ознакомление с конструкцией насосной установки; 2) проведение испытания центробежного насоса типа Кс 10-55/2; 3) построение рабочих характеристик насоса при n =const по опытным и расчетным данным; 4)определение оптимальных параметров насоса при данном числе оборотов.
Описание установки (рис. 3). Центробежный насос 1 соединен с помощью упругой муфты с асинхронным электродвигателем 2. Вода всасывается насосом из питательного бака 3, свободная поверхность воды в котором выше уровня насоса. В связи с этим насос не требует заливки. На всасывающем трубопроводе установлена задвижка 4, служащая для создания дополнительного сопротивления на всасывающей линии, а также для отключения насоса от сети во время ремонта. На нагнетательном трубопроводе установлены задвижка 5 для регулирования производительности насоса и счетчик 11 для измерения подачи. Гидравлическая система замкнута, т. е. насос всасывает воду из питательного бака 3 и подает её в тот же бак. На пульте управления насосной установкой смонтированы манометр 7, вакуумметр 10, амперметр 9, вольтметр 6, тахометр 8,секундомер.
Порядок проведения работы . Перед включением электродвигателя насоса необходимо открыть задвижку на всасывающей линии. После этого, проверив наличие воды в питательном баке, включают насос. Первое наблюдение проводится при полностью закрытой задвижке на нагнетательной линии. Во избежание нагрева воды работа насоса при
Рис. 3. Схема установки
закрытой задвижке не должна продолжаться более 5 минут. Последующие наблюдения проводят при постепенном открытии задвижки для каждого нового режима работы (не менее 7-8 опытов). Последнее наблюдение проводят при полностью открытой задвижке. Для каждого режима измеряют следующие величины: 1) объём воды V (показание водомера типа ВВ-50), прошедшей за время τ (примерно 60-120с); 2) давление в нагнетательной р м и всасывающей р в линиях насоса (показания манометра и вакуумметра); 3) напряжение U и силу тока I (показания вольтметра и амперметра); 4) число оборотов n (показание тахометра).
Обработка результатов опытов. Производительность насоса определяется по формуле
Напор Н, развиваемый насосом, находится следующим образом:
где р м - давление в нагнетательной линии; рв - разрежение во всасывающей
линии; ρ - плотность жидкости (воды); Z м - расстояние от оси насоса по вертикали до центра манометра; Z - расстояние по вертикали между точками присоединения вакуумметра и манометра.
Мощность, потребляемая насосом, определяется из зависимости:
где U - напряжение; I - сила тока; η дв - КПД электродвигателя; соsφ -
коэффициент мощности. При расчетах принять соsφ =0,85, η дв ==0,8.
Полный КПД наcоса вычисляется по формуле (в СИ)
При увеличении подачи насоса нагрузка на электродвигатель также возрастает, что приводит к некоторому уменьшению числа оборотов асинхронного электродвигателя. В случае заметного изменения числа оборотов насоса найденные значения параметров насоса (Q, Н, М) следует пересчитать на одно и то же число оборотов n p (по указанию преподавателя). Пересчет производится в соответствии с зависимостями (1).
Все величины, измеренные в процессе испытания и полученные расчетом, заносятся в таблицу:
№ п/п | Измеренные величины | Вычисленные величины | |||||||||
p M , кгс/см 2 | P В, кгс/см 2 | V, л | τ, с | U, в | I, А | n, об/мин | Н, м | N. кВт | η | ||
5.70 | 7.5 | 0.5 | 59.36 | 2.031 | 0.143 | ||||||
5.40 | 2.12 | 56.30 | 2.167 | 0.539 | |||||||
5.00 | 0.060 | 3.57 | 52.83 | 2.438 | 0.758 | ||||||
4.40 | 0.140 | 9.5 | 4.76 | 47.53 | 2.573 | 0.862 | |||||
3.95 | 0.210 | 5.56 | 43.65 | 2.708 | 0.878 | ||||||
3.55 | 0.260 | 6.25 | 40.08 | 2.708 | 0.907 | ||||||
2.90 | 0.135 | 7.14 | 32.17 | 2.708 | 0.831 | ||||||
2.50 | 0.400 | 7.69 | 30.79 | 2.708 | 0.857 |
Рассчитаем производительность насоса:
Напор, развиваемый насосом, будет равен.
После полного окончания всех монтажных работ, установки необходимых контрольно-измерительных приборов, автоматики, систем смазки, устройства вентиляции и пола верхнего покрытия, приступают к пробному пуску и испытаниям насосного агрегата.
Перед пуском делают ревизию затяжки крепежных болтов, резьбовых соединений и сальников. Проверяют смазку в системе и сжатым воздухом удаляют грязевые отложения и пыль. В картер, муфты и редуктор заливают чистое свежее масло. Вручную прокручивают муфту, контролируя при этом плавность вращения и отсутствие рывков. Если агрегат предназначен для подачи горячих веществ, то необходимо перед пуском паром с температурой не ниже 40°C от перекачиваемой жидкости, прогреть насос. Задвижкой, находящейся на напорном трубопроводе регулируют производительность и напор жидкости агрегата. Первый пуск насоса необходимо проводить при малой нагрузке.
Последовательность операций по пуску центробежных насосов, следующая:
- Закрывают все имеющиеся задвижки и краны на всех трубопроводах и КИП, кроме задвижки на всасывающем трубопроводе, которая может быть максимально прикрыта на 80%;
- Открывают краны к охладителю, сальникам и подшипникам для подачи на них смазывающего вещества;
- Открывают выпускной кран для воздуха. Заполняют насос и всасывающий трубопровод рабочей жидкостью;
- Закрывают выпускной кран для воздуха. При наличии байпаса, открывают его;
- Запускают двигатель и открывают краны манометров;
ВНИМАНИЕ! Запрещено запускать насосы с отключённой системой охлаждения и не заполненные рабочей жидкостью. Запрещается работа насоса более 2-3 минут с перекрытой задвижкой напорного трубопровода.
- При достижении необходимой частоты вращения вала и номинального давления на напорном трубопроводе, открывают задвижку напорного трубопровода. Открывать надо постепенно, для того чтобы было минимальным прохождение жидкости тем самым избежать перегрева двигателя и насоса. Если имеется байпас, то его перекрывают;
- Контролируя по КИПам равномерный рост нагрузки на двигатель, открывают задвижку на напорном трубопроводе до рабочего значения.
ВНИМАНИЕ! При возникновении перегрузки необходимо немедленно выключить агрегат, выявить и устранить причины неисправности.
- Для остановки медленно перекрывают задвижку на всасывающем трубопроводе, потом на напорном и выключают электродвигатель.
В процессе работы надо контролировать показания КИП. Сопротивление в подающем трубопроводе, вследствие не до конца открытой задвижки или засорения, может привести к повышению давления.
Равномерное колебание стрелок КИП, кроме вольтметра, свидетельствует о нормальной работе. В случае подсоса воздуха в системе, наблюдаются резкие скачки стрелок приборов. В данном случае необходимо проверить герметичность соединений.
Неисправности в насосе, как правило, влекут за собой увеличение силы тока потребляемой двигателем.
В случае возникновения стуков и перегрева насоса необходимо остановить агрегат, выявить и устранить неисправности.
При пробном пуске испытании надо контролировать:
- Шумы и стуки;
- Протечки рабочей жидкости;
- Протечки охлаждающей жидкости и смазки;
- Смазку и температуру подшипников;
- Температура масла должна быть не более 60°C;
- Температура трущихся деталей и подшипников должна быть не более 65°C.
Испытание считается успешно завершенным, если насосный агрегат бесперебойно и устойчиво проработал 2 часа. Далее проводят промышленные испытания в течение 4 часов при полной рабочей нагрузке.
Диагностирование технического состояния специальных агрегатов пожарных автомобилей в пожарных частях по упрощённым методикам:
Проверка пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) производится при проведении первого технического обслуживания пожарного автомобиля с целью определения по фактическим значениям параметров технических характеристик пожарного насоса и осуществляется посредством определения полного напора развиваемого пожарным насосом.
Для проверки необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, представленной на рис. 7.4.
Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью двух всасывающих рукавов диметром 125 мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5 – 3,5 м. Подача воды осуществляется по двум напорным рукавам диаметром 66 мм (по одному от каждой напорной задвижки насоса) через два ручных ствола с диаметром насадка 24 мм.
Забрать воду в насос и подать ее при полностью открытых напорных задвижках и номинальным значением частоты вращения вала насоса (2700 мин –1 ).
После забора и подачи воды необходимо определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных (установленных на насосе) приборов: манометра и мановакууметра (приборы должны быть исправны и поверены, иначе проверка теряет всякий смысл). Показания приборов, приведенные к метрам водного столба, складываются.
Фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала насоса сравнивается с нормативным значением – 100 м. вод. ст. Допускается уменьшение напора по сравнению с нормативным значением не более чем на 15%, т.е. минимальный напор развиваемый насосом должен составлять 85 м. вод. ст.
Пожарный насос при вышеуказанных технических условиях забора и подачи воды может не развивать требуемый напор из-за следующих причин:
неплотности в соединениях узлов и деталей пожарного насоса и всасывающей линии;
засорения всасывающей сетки;
расслоения внутреннего резинового слоя всасывающих рукавов;
поломки лопастей или разрушения рабочего колеса пожарного насоса;
засорения каналов рабочего колеса и внутренней полости пожарного насоса;
износа выше допустимых значений уплотнительных металлических колец пожарного насоса.
Проверка работоспособности пеносмесителя ПС-5 , установленного на пожарном насосе ПН-40УВ (НПЦ-40/100) осуществляется также при проведении ТО-1, посредством определения количества эжектируемой (подсасываемой) в пеносмеситель жидкости.
Для проверки работоспособности пеносмесителя ПС-5 необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, представленной на рис.7.5.
Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью всасывающего рукава диаметром 125 мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5 – 3,5 метра. Забор пенообразователя производится из заполненной водой мерной емкости через специальный шланг, присоединенный к трубопроводу подачи пенообразователя в пеносмеситель. Подача воды к стволу ГПС-600 осуществляется по напорному рукаву диаметром 66 мм.
Забрать в насос воду и подать ее при полностью открытой напорной задвижке к стволу ГПС-600, создав перепад напора по манометру и мановакууметру 50 м. вод. ст. Установить дозирующий кран в положение 1-го ствола ГПС-600, открыть пробковый кран пеносмесителя и включить секундомер.
С помощью мерной емкости определить расход подсасываемой в пеносмеситель воды и сравнить это значение с нормативным (смотри табл.3.2 главы 3.4).
Фактическое значение подсасываемой (эжектируемой) в пеносмеситель воды может быть менее нормативного значения по следующим наиболее характерным причинам:
закоксовывание калиброванных отверстий во втулке дозирующего крана пеносмесителя;
засорения сопла пеносмесителя.
В ходе проверки технического состояния пеносмесителя ПС-5 проверяется работоспособность его обратного клапана в следующей последовательности:
Заполнить пожарный насос водой (например из ёмкости цистерны пожарного автомобиля; после чего закрыть задвижку «из цистерны»);
Открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости;
Установить дозатор пеносмесителя в положение «5»;
Включить пожарный насос и, увеличив обороты насоса, довести давление в насосе до 0,6 МПа (6 кгс/см 2 );
С помощью листа бумаги проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости (лист бумаги должен притягиваться к отверстию);
Резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить пожарный насос.
При этом обратный клапан должен перекрыть линию подсоса пенообразователя. Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости будет вытекать вода – обратный клапан неисправен.
комбинированного пожарного насоса НЦПК 40/100-4/400 заключается в поэтапной проверке ступеней нормального и высокого давления.
Проверка ступени нормального давления и её пеносмесителя осуществляется аналогично проверке пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100), рассмотренной ранее.
Проверка ступени высокого давления осуществляется при номинальной частоте вращения вала насоса (2700 об/мин), работе обеих ступеней и подаче воды от ступени высокого давления через два ствола СРВД 2/300 (расчётный расход воды ствола СРВД 2/300 составляет 2 л/с, при напоре на входе в катушку высокого давления 400 м. вод. ст.). При этом напор на выходе из ступени высокого давления должен быть не менее 400 м.
Не соответствие фактического значения напора при номинальной частоте вращения вала насоса с нормативным значением может быть следствием причин, указанных в табл.3.11 главы 3.7.
Проверка уровня дозирования пенообразователя пожарным насосом НЦПВ-4/400 производится путём измерения расхода подсасываемого пенообразователя при помощи мерного бака и секундомера.
Для проверки необходимо:
демонтировать (отсоединить) шланг подвода пенообразователя от патрубка 1 (см. рис. 3.35. главы 3.6);
присоединить к патрубку подвода пенообразователя 1 шланг, опущенный в мерную ёмкость заполненную водой;
подать с помощью пожарного насоса воду (от цистерны или гидранта водопроводной сети) в ствол-распылитель СРВД 2/300 под напором 300…450 м. вод. ст.;
перевести рукоятку крана эжектора в положение «ОТКР»;
установив дозатор пеносмесителя в положение «3%», включить секундомер;
проверить количество фактически эжектируемой из мерной ёмкости воды с расчётным количеством эжектируемого пенообразователя при положении дозатора пеносмесителя «3%» (см. главу 3.6);
произвести аналогичную проверку при положении дозатора пеносмесителя «6%» и «12%».
Фактическое значение подсасываемой (эжектируемой) в пеносмеситель воды может быть менее нормативного по причине засорения (закоксования) пеномагистрали, узла подвода пенообразователя к насосу, дозатора и сопла струйного насоса.
Проверка технического состояния вакуумных систем осуществляется на исправных (герметичных) пожарных насосах, путём измерения (при помощи секундомера) времени создания в насосе требуемой величины вакуума и сравнения полученной (фактической) величины с нормативным значением.
При проверке вакуумных систем с газоструйным насосом необходимо определить фактическое время создания в пожарном насосе вакуума в пределах 73…76 кПа при максимальных оборотах холостого хода двигателя пожарного автомобиля по методике проверки пожарного насоса на герметичность (см. главу 3.5). Требуемое значение вакуума в пожарных насосах типа ПН-40УВ (НПЦ 40/100) должно достигаться за время не более 20 секунд. Увеличение времени или создание недостаточного разряжения может быть вызвано неисправностями вакуумной системы, изложенными в главе 3.5.
Проверка технического состояния вакуумной системы с шиберным насосом (типа АВС-01Э) осуществляется при проверке исправного (герметичного) пожарного насоса на герметичность (см. главу 3.5). Требуемое значение вакуума в пожарных насосах типа ПН-40УВ (НПЦ-40/100, НЦПК-40/100-4/400) 80 кПа должно достигаться за 10…15 секунд. Кроме того, в ходе визуальной проверки необходимо убедиться в работоспособности индикации блока управления и в подаче смазки в вакуумный насос (после запуска вакуумного насоса воздух в маслоподающей трубке должен исчезнуть и масло должно подняться до упора в жиклёр). Ненормальная работа вакуумного насоса может быть вызвана наиболее характерными неисправностями, изложенными в главе 3.5. В случае негерметичности пожарного насоса необходимо также проверить по следующей методике работоспособность блока управления:
открыть любой сливной кран на пожарном насосе;
на пульте управления вакуумным насосом установить тумблер «Питание» в положение «Вкл», а тумблер «Режим» в положение «Авт»;
нажатием на кнопку «Пуск», запустить вакуумный агрегат и одновременно включить секундомер;
через 45…55 секунд должно произойти автоматическое отключение привода вакуумного насоса и должен загореться индикатор «Не норма»;
нажать кнопку «Стоп», после чего индикатор «Не норма» должен погаснуть;
выключить тумблер «Питание».